В новых поездах появятся видеокамеры. А вот от сквозного прохода через вагоны в целях безопасности разработчики отказались. Во время теракта в составе на «Автозаводской», который произошел в 2004 году, погибли 42 человека, 250 были ранены. Последствия были бы еще страшнее, если бы не закрытые междувагонные двери, погасившие взрывную волну. А двери, как снаружи вагона, так и изнутри, оборудуют особой кнопкой. Нажми на нее — они распахнутся. В вагонах будет установлена особая система кондиционирования, поэтому лишний раз выпускать холодный воздух, когда никто не выходит, не рачительно. Температура в салоне даже в жару не поднимется выше плюс 22 градусов, то есть о головокружениях и сердечных приступах, сопровождавших поездки москвичей в подземке минувшим летом, можно будет забыть. Напомним: сейчас в подземке бегают составы трех поколений. На самые старые установить кондиционеры невозможно. В прошлом году метрополитен закупил 20 новых составов с системой принудительной вентиляции, в этом запланировано еще 15. В вагонах новой модели система вентиляции существенно изменена. Воздух станет поступать в вагоны благодаря особым насосам, причем предварительно его обеззаразят ультрафиолетом. «Во время эпидемии гриппа вирусы пассажирам будут не страшны», — утверждает Грицаев.
Комфорт обеспечит и особая система информации. Внутри каждого вагона установят несколько экранов — над дверями и стеклами. На них побегут крупные строчки с указанием следующей станции прибытия, картой местности рядом с ней, температуры на поверхности… «Водить носом» по газете пассажирам не придется — в вагонах станет более светло. И существенно снизится шум — благодаря плотным дверям, опробованным на «Русиче», стеклопакетам на окнах и механизмам, работающим «по-тихому». «Сейчас уровень шума в вагонах составляет около 76 децибелов, надеемся, что удастся попасть в комфортную зону с 68-70 децибеллами», — уточняет Грицаев.
Первый и пока единственный состав модели 760 появится в метро в марте. Специалисты будут отслеживать, как его механизмы ведут себя, все ли устраивает пассажиров и машинистов, чтобы потом внести необходимые изменения. Прежде планировалось запустить новую модель в серийное производство в конце 2011 года. Теперь на Мытищинском заводе ждут отмашки от нового руководства метрополитена.
Предусмотрели конструкторы и то, как защитить подземку от так называемых зацеперов — любителей транспортного экстрима. Прошлым летом милиционеры изловили парнишку, который хотел покататься, стоя между вагонами. Но десятки зацеперов продолжают по-прежнему рисковать жизнью, тем паче, что наказание предусмотрено «плевое» — штраф 100 рублей. Сейчас разработаны ограждения, предохраняющие проникновение человека между вагонами. Скоро они должны появиться на всех составах, в том числе и старых.
Зацеперы так же умудрялись прыгать на вагоны с балкончиков, расположенных на переходах с одной станции на другую. Кое-где уже появились на их пути преграды. Например, на станции «Белорусской» переход застеклили. Как сообщил источник метрополитена, такие работы планируется проводить лишь при реконструкции станций. Не порадовала информация и о том, как будет решаться проблема безопасности у края платформы. Неловкое движение соседа, головокружение от духоты — и легко угодить под колеса поезда. По статистике, ежегодно гибнут и получают травмы от падения на рельсы около 200 человек. Половина случаев — суициды. Остальные пассажиры пострадали по вине «третьих лиц» или из-за собственной неосторожности. Уберечь от нелепой смерти могли бы перегородки, отделяющие край платформы от подвижного состава. На их установке несколько лет назад настаивала Генпрокуратура РФ. Но руководители российских метрополитенов встали стеной — не предусмотрено нормативами. Однако, как рассказал «РГ» Николай Шумаков, главный архитектор «Метрогипротранса», на линии метро «Солнцевская», которая сейчас проектируется, на третьем пересадочном контуре, по краям платформ установят светопрозрачные ограждения. «На старых ветках это невозможно, — пояснил он. — А все потому, что там ходят составы разных типов, станции же имеют разную планировку, следовательно, двери вагонов не будут совпадать с выходами на платформу».
Вывод напрашивается сам собой: подземка была и остается зоной повышенного риска, где от каждого пассажира требуется повышенная осторожность.
Кстати
Тринадцати проектируемым станциям столичного метрополитена присвоены названия. Та, что за «Митино», станет «Пятницким шоссе», следующая за станцией «Верхние Лихоборы» — «Селигерской», две последние станции на Таганско-Краснопресненской линии получат названия «Лермонтовский проспект» и «Жулебино». Определены девять названий на Солнцевской линии. Следующая станция за «Парком Победы» будет называться «Минская», следующая — «Раменки», далее — «Мичуринский проспект», «Очаково», «Востряково», «Терешково», «Солнцево», «Боровское шоссе», а конечной станцией станет «Новопеределкино».
Ирина Пуля
rg.ru