На станции метро «Ладожская» создан первый в стране специально оборудованный пункт выборочного досмотра пассажиров и багажа. Пока система работает в тестовом режиме.
Станция «Ладожская» — одна из самых оживленных в Санкт-Петербурге, поскольку находится у одноименного вокзала. Ежедневно через нее проходят десятки тысяч человек, многие из которых только что сошли с поезда. Неудивительно, что именно здесь создана первая система досмотра пассажиров или, как говорят сотрудники метрополитена, «пилотная зона комплексной программы обеспечения безопасности на транспорте».
Новая система безопасности — это целый комплекс современной аппаратуры, похожей на ту, что устанавливается в аэропортах. Здесь есть рамки металлоискателей, стационарная сканирующая рентгеновская установка персонального досмотра, а также установка конвейерного типа для досмотра грузов и ручной клади. Имеется и переносной рентген-комплекс, который может показать, что лежит в оставленной на платформе сумке. А расположенные в вестибюле датчики реагируют на взрывчатые вещества. Кроме того, за пассажирами следит интеллектуальная система видеонаблюдения, сверяющая лица с базой данных.
Правда, пассажиры, проходящие через «Ладожскую» обо всем этом не подозревают. Внешне станция выглядит точно так же, как все остальные: платформа, эскалаторы и дежурные милиционеры в холле. Специально оборудованный пункт выборочного досмотра пассажиров и багажа расположен в отдельной комнате и функционирует пока исключительно в тестовом режиме: в России нет закона, позволяющего ему полноценно работать.
— В настоящее время на федеральном уровне отсутствует законодательная база, позволяющая осуществлять досмотр пассажиров и багажа на городском пассажирском транспорте, включая метрополитен. Без этого создание подразделений транспортной безопасности в субъектах транспортной инфраструктуры и осуществление ими функций досмотра невозможно, — комментирует специалист ГУП «Петербургский метрополитен» Юлия Шавель.
Между тем, вопрос безопасности (в том числе и антитеррористической защищенности) очень важен для Петербургского метро, услугами которого ежедневно пользуются около 2,5 миллионов человек. Метрополитен уже десять лет решает этот вопрос в установленных законом рамках. Сейчас все узловые и привокзальные станции оснащены системами видеонаблюдения и контроля доступа. Информационные потоки со станций, площадок депо и других объектов подземки поступают в специально созданный ситуационный центр. А на платформах ключевых станций расположены терминалы, позволяющие оперативно связаться с дежурным сотрудником ситуационного центра в экстренной ситуации.
К слову, сами пассажиры на вопрос о возможности введения досмотра в метрополитене лишь пожимают плечами: надо — значит, надо. В конце концов, законопослушных граждан это пугать не должно. Тем более если подобная практика коснется не всех, а лишь тех, кого дежурные милиционеры сочтут подозрительными.
— В метро Дели, например, тщательному досмотру подвергают вообще всех, кто входит в метро: не только проводят через рамку металлоискателя, но и ощупывают руками. Однако пассажиропоток в индийской столице и в Санкт-Петербурге абсолютно несравним, — комментирует один из пассажиров Павел Першин. — В наших условиях можно говорить только о выборочном досмотре, иначе неизбежно столпотворение в вестибюлях, а метро просто перестанет быть самым быстрым видом транспорта.
{!center}{!strong}Прямая речь{strong!}{center!}
Михаил Козьминых, омбудсмен Ленинградской области:
— Об ограничении прав человека в данном случае говорить не приходится, ведь речь идет о безопасности общества, о праве большого количества людей на защиту от посягательства на их жизни. Теракты в московском метрополитене показывают, что существующих мер безопасности недостаточно. Поэтому я думаю, что даже если контролироваться будут не отдельные люди, а весь пассажиропоток (допустим, все будут проходить через рамку металлоискателя), — в этом нет ничего страшного. Конечно, если система не будет мешать людям: не будут создаваться очереди, не нужно будет снимать одежду, как в аэропорту, и так далее. И, разумеется, применяемая аппаратура никоим образом не должна влиять на здоровье людей, а пассажиры должны быть полностью информированы о происходящем.
Евгения Цинклер
rg.ru