Взлет без отключки

Российские аэропорты, где годовой объем перевозок превышает миллион пассажиров в год, а их не менее 15, обяжут до конца этого года обеспечить установку и ввод в своих пассажирских терминалах резервных автоматических источников питания, сообщили вчера «РГ» в минтрансе.

Еще 31 декабря 2010 года, когда развезли всех пассажиров, застрявших в московском авиационном узле из-за последствий ледяного дождя, министр транспорта Игорь Левитин пописал приказ, который содержит необходимые меры для бесперебойной работы аэропортовых комплексов. Сейчас этот документ находится на регистрации в минюсте, уточнили в министерстве транспорта.

В приказе говорится, что руководители аэропортов, вне зависимости от формы их собственности, должны обеспечить энергоснабжение пассажирских терминалов в объеме не менее 30 процентов от потребляемых мощностей.

Для того чтобы избежать в дальнейшем аналогичных коллапсов из-за сбоя в работе аэропортов, в министерстве транспорта готовят специальный доклад правительству в рамках Комиссии по проверке работы авиационного комплекса в условиях критической ситуации. Сейчас проводится анализ ситуации, а также вырабатываются предложения по внесению изменений в действующее законодательство, которые позволят регулировать действия операторов и владельцев аэропортов, органов государственной власти в экстренных ситуациях. Необходимо прежде всего решить главный вопрос — кто будет иметь полномочия при возникновении экстренной ситуации в аэропорту и объявлять о введении режима чрезвычайной ситуации. Планируется определить и порядок действий всех сторон в экстренных ситуациях.

Увы, когда в Домодедово отключили электричество, о чрезвычайной ситуации никто не объявлял, аэропорт не был закрыт для пассажиров, хотя туда было добраться проблематично. Электрички не ходили, а бомбилы заламывали баснословные деньги. Впрочем, такое произошло в России впервые. Ведь до сих пор одновременно не выходили из строя основной и резервный источники питания аэропортов на основных электролиниях. Возможно, поэтому и не возникало вопроса о необходимости разработки законодательства, которое бы регулировало деятельность аэропортов в экстремальных, сбойных ситуациях. Такой вывод сделали эксперты, опрошенные «РГ».

Тем временем в Госдуму внесен законопроект «Об аэропортах и деятельности в аэропортах Российской Федерации». Его автор — глава Комитета ГД по транспорту Сергей Шишкарев. В документе четко расставлены акценты об ответственности сторон: где она заканчивается для аэропорта и начинается для перевозчика и федеральных властей. В случае форс-мажора отвечать перед пассажирами должны в первую очередь аэропорт и авиакомпании. Кроме того, в законопроекте планируется более четко прописать ответственность аэропортов и авиакомпаний перед пассажирами. Напомним, в обязанности аэропорта входит предоставление информации о задержке рейсов и о компенсации.

Другой законопроект, который появился на сайте минтранса в конце октября прошлого года под рабочим названием «Об аэродромах, аэропортах и аэропортовой деятельности в гражданской авиации Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», уже внесен в правительство. Там тоже идет речь о регулировании аэропортовой деятельности. Как уже писала «РГ», он предоставляет больше возможностей для развития частных аэропортов, дает право приватизировать небольшие аэродромы нефедерального значения.

В документе прописываются формулировки, какой аэропорт можно считать федеральным, а какой — региональным. Тот и другой подпадают под статус государственных. Такая конкретизация особенно важна при развитии концессий в аэропортах и при передаче государственных терминалов в управление или аренду частным операторам.

Татьяна Шадрина

rg.ru

Добавлено: 2011-01-21
.