Глава РЖД Владимир Якунин заявил в своем блоге, что компании по поручению главы правительства Владимира Путина нужно сделать все, чтобы связать города, которые будут принимать чемпионат, сетью высокоскоростного сообщения.
Расчеты экономической целесообразности, пассажиропотоки, техническую возможность прокладки отдельных ветвей для поездов, которые идут со скоростью более 200 километров в час, появятся не раньше весны, сказали в компании. Определив приоритетные направления, можно будет рассчитать и стоимость строительства. Пока никаких конкретных цифр нет, уточнили в РЖД.
Ориентироваться специалисты ГипротрансНИИ, которые участвуют в расчетах, будут на заявочную книгу России к чемпионату мира по футболу. Все города-организаторы поделены в ней на четыре кластера. Первый — Центральный кластер. Это четыре стадиона, расположенные в Москве и Подмосковье. Второй — Северный кластер со стадионами в Калининграде и Санкт-Петербурге. Третий Волжский кластер. Здесь запланировано по одному стадиону в Казани, Нижнем Новгороде, Самаре, Саранске, Волгограде и Ярославле. И четвертый — Южный кластер, который включает три стадиона в Краснодаре, Ростове-на-Дону и Сочи. Еще один стадион будет в Екатеринбурге на Урале.
По мнению эксперта в области железнодорожного транспорта Андрея Гурьева, скорее всего, будет принято решение построить высокоскоростную отдельную линию из Москвы в Санкт-Петербург. Стоимость проекта приблизительно составляет 1,2 триллиона рублей. Связать же другие города высокоскоростными линиями до 2018 года будут проблематично. И времени мало, и денег надо много. Но зато, по мнению эксперта, вполне реально реконструировать пути внутри кластеров, увеличив скорость движения поездов с 80 до 160 километров в час. Это будет уже скоростным движением и вдвое сократит время в пути.
Просчитывать перспективы высокоскоростных маршрутов ГипротрансНИИ не впервой. До этого институт был основным разработчиком программы развития высокоскоростного движения до 2020 года, которая утверждена в 2006 году. Документ определил полигон организации скоростного движения протяженностью 11 тысяч километров. Планировалось и создание высокоскоростного пассажирского сообщения со скоростями до 350-400 км/ч на отдельных участках. С 2006 по 2009 год некоторые проекты уже реализованы. Организовано скоростное движение «Сапсанов» из Москвы в Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Запущено скоростное движение между Петербургом и Хельсинки. Изучается целесообразность высокоскоростной дороги из Москвы в Сочи, которая сократит время время в пути до 15 часов.
Татьяна Шадрина
rg.ru