Представитель МИДа России Александр Лукашевич пояснил позицию Москвы по азовско-черноморскому транзиту. По его словам, Россия стремится к совместному с Украиной управлению судоходством в Керченском проливе и к его взаимовыгодному использованию путем создания совместной корпорации.
В то же время украинский экономист Владимир Кравченко отмечает, что российские суда часто не уплачивают сборов за проход по проливу, а российские рыбаки нередко ведут промысел в украинской акватории. Но, по его данным, Украина намерена лояльно подойти к разграничению Керченского пролива, Азовского, Черного морей и может предоставить РФ свободу судоходства по проливу. Все эти вопросы актуальны и потому, что, по мнению В. Кравченко, в тех бассейнах разведаны крупные запасы нефти и газа. Они оцениваются украинским «Черноморнефтегазом» и рядом российских компаний более чем в 1,6 трлн кубометров в газовом эквиваленте, почти 25% из них — в Азовском бассейне. Но из-за неопределенности границ и по технологическим причинам пока осваивается чуть более 5% объема этих ресурсов.
Что касается транспортного фактора, транзитный грузооборот большинства украинских портов и паромов в отличие от российских в этом регионе падает. Поэтому украинская сторона заинтересована в таких условиях морского судоходства, чтобы замедлить «уход» грузопотоков на российские порты и паромы. А вот наиболее крупные нефте- и газозапасы в этом регионе расположены в сопредельных морских районах РФ и Украины. Так что уже по географическим причинам неизбежно совместное освоение этих ресурсов.
Российская же сторона вскоре начнет осваивать газ Азова. Как сообщили «РБГ» в ООО «НК Приазовнефть», компания рассчитывает получить лицензию на разведанное в 2007 г. крупное газовое месторождение «Новое» в Краснодарском крае — на шельфе Темрюкского залива (юго-восток Азовского моря). Согласно недавней экспертизе этого проекта, он в части минимизации экологических последствий газодобычи отвечает российским и международным стандартам.
Алексей Чичкин
rg.ru